Среда, 15.01.2025, 21:03
მეგობრობა ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [14]
 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Джон Лорд
9 июня 1941-го года родился Джон Лорд (Jon Lord),
бессменный клавишник Deep Purple.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4




Джон Лорд - джентльмен рока

В начале был - Lord... Jon Lord. Во всяком случае, в основе Deep Purple был именно он. Музыкант с библейским именем и величественной фамилией родился 9 июня 1941 г. в Лестере, Великобритания. Детство прошло в восхищении перед отцом, саксофонистом местного оркестра, игравшего на городских танцевальных вечеринках, основателя оркестра пожарной бригады в военное время. Музыка вошла в жизнь Джона естественным образом и стала ее неотъемлемой частью. С пяти лет он начал осваивать доставшееся еще от деда фортепиано, с семи - работал над техникой и композицией. В семнадцатилетнем возрасте сдал экстерном экзамены в Королевский музыкальный колледж...

И тут грянула эпоха рок-н-ролла, которая круто изменила уже намечавшуюся карьеру классического музыканта. Джерри Ли Льюис, по признанию самого Лорда, сыграл в этом решающую роль (не удивительно - тот же старина Джерри был кумиром будущего коллеги, Ричи Блэкмора). Затем была лондонская "Central School Of Speech And Drama" и тогда же Лорд начал работать с группой "The Bill Ashton Combo". Этот период дал два важных результата - Джон овладел театральными приемами и сценической речью, которые каждый может оценить, слушая его интервью, а также пропитался джазовой культурой, которая потом так обогатила концертные выступления Deep Purple (в особенности, импровизации). Позднее судьба свела Лорда с рок-энд-блюзовой командой "The Artwoods", интенсивно гастролировавшей в лондонских клубах. Выход "в свет" позволил Лорду познакомиться со многими тогдашними и будущими звездами, вроде Ронни Вуда. Джон тогда брался за любую работу. Так подвернулась команда под названием "The Flowerpot Men", в которой бассистом служил Ник Симпер.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

Джон, человек покладистый и гостеприимный, охотно давал приют в своей квартире самым разным музыкантам (в одном из интервью Лемми Килмистер (Motorhead) вспоминал, что однажды и ему довелось ночевать у Лорда, причем сам Джон был на гастролях). В один прекрасный день в этой квартире обосновался Крис Кертис, человек одержимый проектами столь же разнообразными сколь и призрачными. Однако именно он рассказал Лорду о восходящей звезде гамбургских клубов гитаристе Ричи Блэкморе, а также свел обоих с будущими благодетелями и тиранами - продюсерами Тони Эдвардсом и Джоном Колеттой. Собственно на этом его роль и закончилась. После ряда организационных неурядиц стартовал новый проект, получивший вскоре название Deep Purple.

Самый старший в команде, Джон Лорд на протяжении первых двух лет существования группы оставался ее творческим рулевым. Вначале он занимался буквально всем: играл на клавишных, писал музыку, стихи и даже пел. Времени на запись первого альбома было мало, а выпускать его надо было срочно, поэтому натащили в него все, что было под рукой. Больше всего готовых идей было у Лорда, его влияние воспринималось, как доминирующее. Именно поэтому менеджмент группы достаточно долгое время считал, что общаться с "творческим коллективом" можно через одного человека. Рассудительный, с хорошими манерами Джон Лорд казался самым подходящим для этой роли. Урегулирование многих спорных вопросов легло на него. Не удивительно, что когда пришло время отказываться от услуг Рода Эванса и Ника Симпера, уже не отвечавших музыкальным амбициям остальных музыкантов, именно Лорд пригласил в группу сначала Иэна Гиллана, а затем и Роджера Гловера. Так появился на свет легендарный Второй состав, который начал работать над альбомом "Deep Purple In Rock". В этот период группа, наконец, нашла свой "фирменный" стиль: мелодический сплав гитары и органа, увлекаемых вперед ритмической секцией, и агрессивный вокал. С этого момента группа обеспечила себе билет в музыкальное бессмертие, но Джон Лорд утратил позиции лидера в команде, взлеты и падения которой стали целиком зависеть от дуэта Гиллан-Блэкмор.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

Тем не менее, Лорду группа была обязана в начале восхождения к вершинам славы самой громкой своей PR-акцией: Concerto, исполненным совместно Deep Purple и Лондонским филармоническим оркестром. Шума вокруг этого события было много, но, кажется, истинное его значение стало очевидным недавно - 30 лет спустя. А тогда, в 1969 г., написанные всего за три месяца партитуры для группы и оркестра были высоко оценены дирижером Малькольмом Арнольдом, но вызвали оскомину у Блэкмора и Гиллана. Немногие знают, что после первых исполнений Concerto Джон Лорд едва не стал причиной прeждевременной кончины Второго состава. В группе начали подозревать, что Лорд лелеет тайные амбиции и использует работу в группе для раскрутки личной карьеры. Менедженту пришлось провести переговоры за круглым столом, в результате которых было принято решение поддержать коллективно новый классический проект Джона ("Gemini Suite", 1970), однако в дальнейшем подобное участие могло быть исключительно добровольным.

С этого момента Лорд утратил лидерство, однако получил свою собственную нишу, позволявшую ему реализовывать свои музыкальные проекты, не имевшие ничего общего с бизнесом Deep Purple. В этот период группа, наконец, обрела музыкальную устойчивость, и мы получили блестящие архетипы "пурпурного" стиля, дававшего простор импровизационным талантам Блэкмора и Лорда. И хотя гитара стала явно лидирующим инструментом, эпоха Второго состава ознаменовалась роскошными соло Джона в таких вещах как "Hard Lovin' Man", "Highway Star", "Pictures Of Home", "Rat Bat Blue" и др. Тогда же Лорд начал экспериментировать с синтезаторами, не удовольствовавшись фирменным звуком органа. Он играл исключительно стоя, выработав особую технику пользования органными педалями и периодически раскачивал "Hammond", заставляя динамики "Leslie" издавать громовые раскаты (кстати, тот самый классический "Hammond С 3", приобретенный еще в 1968 г. жив до сих пор, хотя, конечно, уже давно не используется на концертах). Мелодическая концепция Deep Purple не предполагала использования фортепиано, однако Лорд, по его признанию, продолжал ежедневно заниматься на классических клавишных, "чтобы пальцы не становились ленивыми". Использовать рояль на записях ему удавалось лишь в работе над сольными альбомами ("Sarabande" 1975, "Before I Forget" 1982, "Pictured Within" 1998). Идея своеобразного слияния/соревнования рок-группы и классического оркестра не оставляла Лорда, и опыт Concerto был отчасти повторен с Мюнхенским камерным оркестром в 1974 г. ("Windows"). Еще в период работы над "Gemini Suit", Джон оценил мастерство и отсутствие снобизма немецких музыкантов. Музыка была написана в сотворчестве с дирижером и композитором Эберхардом Шонером, а концерт, в котором приняли участие музыканты Третьего состава Deep Purple, стал заметным событием.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

Сказать, что Лорд дорожил работой в Deep Purple - значит не сказать ничего. Ради сохранения группы он, кажется, готов был идти на любые компромиссы. Вряд ли случайно, что после распада Второго состава в июне 1973 г., Роджер Гловер признавал, что был обижен не столько на Блэкмора (главного инициатора его отставки), сколько на Лорда, поведение которого казалось Роджеру предательством. В 1975 г. после ухода Блэкмора Лорд был сторонником продолжения "пурпурного проекта" и восторженно отзывался о способностях и стиле Томми Болина, однако уже год спустя, после катастрофического концерта в Ливерпуле в марте 1976 г., Лорд был вынужден с горечью признать, что дальше издеваться над Deep Purple было не возможно. Следующий год прошел в работе в составе группы "Paice, Ashton and Lord". К этому моменту Джон особенно сблизился с Иэном Пэйсом (эта тесная дружба продолжается до сих пор, они женаты на сестрах-близнецах и, так сказать, дружат домами). С 1978 г. по 1984 г. Лорд работал в "Whitesnake" Дэвида Кавердэйла (одно время вместе с Пэйсом). С точки зрения творческой эта работа, кажется, ничего особенного Джону не принесла. Он почти не участвовал в написании музыки, ограничиваясь сочинением сольных партий. Зато в этот период он записал свой замечательный альбом "Before I Forget" (1982), а также сотрудничал на записях многих известных музыкантов, среди которых - Maggie Bell, Bernie Marsden, Graham Bonnet, George Harrison, Cozy Powell, David Gilmour и другие. "Before I Forget", о котором Джон отзывался довольно снисходительно, на самом деле был для него важной работой. По сей день в его сольных концертных партиях звучат отрывки из записанных тогда композиций, а сотрудничество с вокалисткой Сэм Браун (впоследствии бэк-вокал Pink Floyd и ряд сольных работ) продолжается до сих пор.

Не без колебаний в 1984 г. Лорд согласился на воссоединение Deep Purple, однако оставаться в "Whitesnake" видимо казалось ему еще менее перспективным. Риск оказался полностью опраданным - захватывающее ощущение совместного творчества легендарного состава вернулось как по волшебству. Однако вскоре отношения Гиллана и Блэкмора вновь приняли предельно конфликтный характер. Как нb старался Джон при участии Роджера Гловера удержать команду от нового разрыва, это не удалось. На смену Гиллану пришел Джо Линн Тернер, однако на этот раз не выдержал уже Лорд. Тернер настолько не соответствовал представлениям Джона о вокальной стилистике необходимой Deep Purple, что, заручившись поддержкой Гловера и Пэйса, фактически поставил Блэкмору ультиматум. Гиллан вернулся. Но конфликты не прекратились. Блэкмор все более отдалялся от остальных музыкантов. Во время турне он не только не желал жить с ними в одних отелях, но даже отказывался летать одним рейсом. Взаимопонимание на сцене почти полностью прекратилось. Комментируя знаменитый концерт 1993 г. в Бирмингеме, Великобритания Лорд уже не скрывал своего отношения к поведению Ричи.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

Уход Блэкмора оказал неожиданно благотворное воздействие на группу, и едва ли не в первую очередь на Джона Лорда. Концерты с Джо Сатриани, а затем приход Стива Морса вернули ему интерес к работе и импровизациям. Те кто, видели на концертах знаменитые "дуэли" органа и гитары в исполнении Лорда и Морса знают, о чем я говорю.

В 1995 - 96 гг. Джон Лорд пережил тяжелое потрясение - утрату обоих родителей, близкие отношения с которыми они сохранял все эти годы. В это время он сильно изменился внешне - перестал подкрашивать волосы и превратился в солидного седовласого джентльмена. Многим бросалось в глаза его сходство с Шоном Коннери, который с возрастом тоже обрел черты необыкновенного благородства. Несмотря на интенсивную концертную деятельность (Deep Purple, кажется, никогда так много не выступали как в эти годы), Лорд находил время для уединения в Испании, Великобритании или Швейцарии. Итогом этих периодов творческого затворничества стал сольный альбом "Pictured Within", который Джон посвятил памяти своих родителей. Это необыкновенно тонкая, проникнутая лиризмом, очень личная работа, в которой Джон, кажется, окончательно завершил оттачивание своего индивидуального композиционного мастерства - сдержанного и глубокого.

В записи "Pictured Within" принимали участие Миллер Андерсон и Сэм Браун. Они же были приглашены Лордом, когда было решено отметить 30-летие Concerto в 1999 г. Готовясь к этому событию, Джон решил переработать некоторые аранжировки. Работа представлялась более чем сложной, поскольку партитура Concerto была полностью утрачена. Однако здесь произошло настоящее чудо: оказалось, что молодой датский композитор Marco de Goeij провел колоссальную работу и на слух (а также используя видеозапись концерта) восстановил нотную запись, которую и подарил своему кумиру Лорду. Новое прочтение Concerto, ставшее, как и сам автор, более строгим, мудрым и гармоничным, было посвящено Сэру Малькольму Арнольду, который за три десятилетия до того благословил двадцатидевятилетнего Лорда на этот отважный проект.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

Тридцать лет спустя и музыканты Лондонского симфонического оркестра, и музыканты Deep Purple, воспринимали совместное выступление совсем иначе. Не было косых взглядов и недоумения. На репетициях царило творческое оживление и взаимные симпатии. Роджер Гловер, правда, рассказывал, что одна довольно пожилая скрипачка перед первой репетицией обратилась к нему со строгим предупреждением: "постарайтесь не оглушить меня". "Конечно, мэм", - ответил ей Гловер. После репетиции она снова нашла Роджера. "Я ожидал грозы - рассказывал Роджер, однако она подошла ко мне и с озорной улыбкой показала большой палец со словами "это просто здорово, очень здорово", и с гордо удалилась, довольная собой". В апреле 2000 года накануне московского концерта Джон Лорд и Брюс Пэйн (менеджер группы) сидели в баре отеля Рэдиссон-Славянская. Точнее, Брюс сидел у стойки со стаканом виски, а Джон стоял рядом с ним с неизменным бокалом красного вина. Поблизости пианист и контрабасист негромко играли джазовые вариации. Неожиданно появился молодой парень, который подошел к пианисту, и, пошептав ему что-то на ухо, занял его место за роялем.

Последовала блестящая джазовая импровизация на тему "Smoke On The Water". Должен признаться, я сам не слышал ни разу такой яркой аранжировки этой вещи. Исполнитель закончил играть, встал из-за рояля и, сделав почтительный жест в сторону Джона, несколько опешившего от неожиданности, с достоинством поклонился. Присутствовавшие (и в их числе Deep Purple почти в полном составе) взорвались восторженными аплодисментами, а Джон с чувством потряс руку молодого дарования.

...Как-то один из журналистов спросил Лорда, как ему не наскучило столько лет подряд играть "Smoke On the Water" и не чувствует ли он себя узником Deep Purple. Джон ответил на это в том смысле, что Deep Purple, конечно своего рода тюрьма, но он чувствует себя в ней свободным. Скромный джентльмен мог бы добавить, что сам построил эту пурпурную темницу.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

______________________________________________________________________

А теперь о "Sarabande" 1976 года :

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

Cольные работы Лорда (включая и его симфопроекты в составе Deep Purple) относятся к разряду музыки «на большого любителя». И это понятно — на потребителя удалого хард-рока в возрасте teenage, решившего поинтересоваться, что же сочиняет «тот самый клавишник» вне родного коллектива, его работы навевают скуку своей академичностью, тогда как слушатель постарше, не ограничивающий себя только роком и решивший послушать Лорда «по старой памяти», находит его сольные работы надуманными.

Альбом «Сарабанда» — это очень цельное инструментальное произведение. Если быть конкретным, то это танцевальная сюита эпохи барокко. Лорд мог себе позволить обращаться к классической музыке — образование, знаете ли, великая вещь. А знаете, как возникли большие инструментальные произведения? Они родились из танцевальной музыки. А вот как это произошло — буквально после первого трека с альбома.



01. Fantasia

Итак, большие музыкальные произведения родились из танцевальной музыки. Музыка, которая сопровождала танцы, все больше привлекала внимание людей. Ее попробовали исполнять отдельно, и это оказалось интересным. Она доставляла истинное удовольствие, выражала самые различные настроения. И вот в XVI веке появились произведения, написанные специально для того, чтобы их слушали. Составлялись они из пьес в ритме популярных танцев. Пьесы следовали друг за другом в определенном порядке, и поэтому такие произведения были названы словом «сюита»: от французского suite — последовательность. Вначале звучала спокойная и строгая аллеманда (дословный перевод с французского — «немецкая»). Этим танцем открывались балы в те далекие времена. Вторая часть сюиты — куранта. По-французски это слово значит «текущий, бегущий». И действительно, куранта подвижней аллеманды. Танцевали ее плавным скользящим шагом. Третью часть сюиты композиторы сочиняли в ритме сарабанды. Это был величавый и несколько суровый танец-шествие. Наконец, последняя, четвертая часть сюиты — живая, стремительная джига.

Джига — английский танец. Его танцевали обычно парами, а матросы — по одному. Свое название он получил от старинного смычкового инструмента, под звуки которого плясали джигу. Во времена Шекспира джигой заканчивались веселые народные представления — фарсы, а в XVII-XVIII веках она становится одним из самых любимых бальных танцев во многих странах Европы. Таким образом, сюита состояла из четырех разнохарактерных частей — аллеманды, куранты, сарабанды и джиги. В таком виде она сложилась в XVII веке. Сюита дополнялась другими частями: аллеманде предшествовала прелюдия, а между сарабандой и джигой помещались менуэт, бурре (подвижный французский танец) или гавот (грациозный танец размеренного движения). Сочинялись сюиты для лютни, клавесина и оркестра. Очень красивые и содержательные сюиты создали великие немецкие композиторы Бах и Гендель. Некоторые свои сюиты Бах назвал партитами (от итальянского partita — делить на части). В конце XVIII века сюиту вытеснили другие жанры инструментальной музыки — соната и симфония. Но со второй половины прошлого столетия композиторы вновь сочиняют сюиты — только другие, совсем не похожие на старинные. Это инструментальные произведения самого различного характера, состоят они из нескольких частей, которые связаны между собой, как правило, не так тесно, как в симфонии или сонате.

Я приветствую всех, кто только что присоединился к нам. Сегодня в программе альбом «Сарабанда» Джона Лорда. Это третий по счету сольный альбом Лорда. Он записывет его в период с 3 по 6 сентября 1975 г. в Германии близ Дюссельдорфа.

На его создание Лорда вдохновили средневековые танцевальные сюиты в стиле «барокко». Есть в альбоме и монументальные композиции, явно навеянные музыкой Баха, и легкие веселые вещицы, и даже восточные мотивы. Альбом чисто инструментальный. В записи принимали участие Венгерский филармонический оркестр, под управлением Эберхарда Шонера — того же дирижера, что помог Лорду записать и предыдущий альбом («Windows»), а также Mark Nauseef (перкуссия), Pete York (ударные), Andy Sommers (гитара), Paul Karass (бас).

2. Sarabande

Мне хочется спросить: что говорит вам слово «сарабанда»? При слове «сарабанда» так и представляются медленные и величавые арии Баха и Генделя, исполненные благородства мелодии партит, сонат и опер XVIII века. А ведь сарабанда, когда ее только начали танцевать в Испании (ок. XVI88 г.), пожалуй, в гораздо большей степени шокировала современников, нежели сегодня самый шокирующий джаз.

Сарабанда имела мавританское происхождение, и элемент восточной экзотики привносил в этот танец дополнительную экстатичность. В вышедшей в XVII09 году книге отца Марианы «De Spectaculis» целый раздел посвящен бичеванию сарабанды, которую автор обвинял в причинении гораздо большего вреда, чем опустошившая средневековую Европу бубонная чума.

На примере сарабанды, некогда бывшей притчей во языцех, мы видим, как, став музыкальной формой, она позволила величайшим композиторам выражать наиболее чистое и возвышенное парение своего духа. Популярные и, без сомнения, шокирующие публику своего времени танцы удобрили почву, на которой взошли инструментальные концерты и сонаты, а в конечном итоге — величайшая форма музыкального абсолюта — оркестровая симфония.

Музыкант с библейским именем и величественной фамилией Джон Лорд родился в британском городе Лестер 9 июня 1941 года. Детство прошло в восхищении перед отцом. Отец его, Реджиналд, играл на саксофоне в местном танцевальном оркестре и часто выступал со своей сестрой Молли в танцевальных залах и рабочих клубах. Во время войны Реджинальд был прикомандирован к Лестерской пожарной команде, при которой организовал джаз-оркестр. Чтобы малолетний сынок не болтался у матери под ногами, отец брал его на дневные танцы, и таким образом Джон Лорд с «младых ногтей» пристрастился к музыке. Она вошла в его жизнь естественным образом и стала ее неотъемлемой частью.

В доме Лордов было пианино, и приблизительно с пяти лет маленький Джон колотил по клавишам, пытаясь подобрать мелодию из репертуара папиного оркестра. С семи лет Джон начал брать уроки фортепиано и в течение десяти лет продолжал их, изучая историю музыки и композицию. И — в конце концов — в семнадцатилетнем возрасте экстерном сдал экзамены в Королевский музыкальный колледж. И тут грянула эпоха рок-н-ролла, которая круто изменила уже намечавшуюся карьеру классического музыканта. Джерри Ли Льюис, по признанию самого Лорда, сыграл в этом решающую роль.

3. Aria

Этот альбом Джона Лорда не в чистом виде танцевальная сюита. Только что отзвучала Ария (букв. — воздух) — композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением. Редко, но все же использовалось и как самостоятельное произведение. Многие композиторы XVII-XVIII вв. иногда называли ариями медленные, певучие части инструментальных сюит, которые не были написаны в форме танца. Вот у Лорда это как раз тот случай.

С другой, если вспомнить, что это танцевальная сюита эпохи барокко, то многое встает на свои места. Ведь что такое «барокко»? Вполне вероятно, что термин происходит от португ. слова barocca, обозначающего жемчужину неправильной формы. Музыкальный стиль или период в истории европейской музыки, охватывающий весь XVII и первую половину XVIII в. Первоначально термин «барокко» указывал на экстравагантность, неправильность, странность в произведениях изобразительного искусства. К музыке он стал применяться лишь в XX в. Согласно некоторым исследователям, эпоха барокко в итальянской музыке началась ок. 1570, а в музыке Англии и Испании завершилась только в конце XVIII в. Эпоха барокко отмечена расцветом оперы, оратории, кантаты, инструментального и вокального концерта и, конечно же, танцевальной сюиты.

4. Gigue

Джига. Джигой называлась маленькая скрипка, на которой играли танцы; из них один и получил свое название от этого инструмента. Это быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально джига была парным танцем. Пьесы под этим названием встречаются уже в XVI в. Как музыкальная форма, джига приобретает устойчивые черты в инструментальной сюите XVII-XVIII вв. В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы. Ее отличают сложная полифоническая разработка темы, разнообразие размеров. Различные типы джиги могли сосуществовать даже в творчестве одного композитора. У Баха и Генделя этот танец получил полифоническую художественную обработку, писался в форме фуги и составлял часть сюиты. У Лорда альбом «Sarabande» — это гармоничное сплетение классических, испанских, джазовых, блюзовых элементов.

По собственному признанию Лорда, он всё время выплёскивает из себя музыку, и не может иначе. У него её уже столько, что автор потихоньку сам перестает в ней ориентироваться. Это, опять же, по его признанию.

5. Bouree

Лорд после каждого концерта Deep Purple слушает в своей уборной только классическую музыку. Она его успокаивает. Это произведения Бетховена, Шуберта, Чайковского, Моцарта. Очень любит Моцарта. Но у него есть с собой и другие вещи — Miles Davis, Led Zeppelin, Eagles. Джон Лорд вообще большой фэн Eagles. Но мы о танцах.

Бурре (фр. bourree, от bourrer — делать неожиданные скачки) — старинный французский народный танец. Возник около середины XVI в. В различных районах Франции бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размеров с острым, часто синкопированным ритмом. С XVII в. бурре — придворный танец с характерным четным размером, быстрым темпом, четким ритмом, затактом в одну тактовую долю. В середине XVII в. вошел в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. В 1-й половине XVIII в. бурре — один из популярных европейских танцев.

6. Pavane

Павана (испан.и итал. pavana) — танец, распространенный в XVI в. в Европе. По одной из версий, павана, или падуана (итал. padovana), появилась в г. Падуя; по другой — танец испанского происхождения, наименование которого — от лат. pavo (павлин) — связано с торжественным и горделивым характером танца. В начале XVI в. павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Для паваны характерны четкость строения, нередко квадратность метроритмической структуры, преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный.

Со 2-й половины XVI в. до конца XVII в. павана существовала как самостоятельная инструментальная пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование с быстрыми 3-дольными танцами — гальярдой, сальтарелло, пивой, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного и вариационных циклов в европейской музыке. Инструментальная павана достигла расцвета в творчестве английских верджинелистов.

7. Caprice

Каприс, каприччо, каприччио (итал.capriccio; фр. Caprice, букв. — прихоть, каприз) — общее название инструментальных сочинений, характер которых был различен в разные исторические эпохи. В конце XVI — начале XVII вв. — инструментальная пьеса свободного (т.е. не определяемого какой-либо композиционной схемой) строения, основанная на имитации и близкая фантазии; один из истоков фуги. В конце XVIII-19 вв. каприччо — виртуозные скрипичные сочинения, в 19 в. — также романтические фортепианные пьесы.

Мелодическая концепция Deep Purple не предполагала использования фортепиано, однако Лорд, по его признанию, продолжал ежедневно заниматься на классических клавишных, «чтобы пальцы не становились ленивыми». Использовать рояль на записях ему удавалось лишь в работе над сольными альбомами ( «Sarabande» 1975, «Before I Forget» 1982, «Pictured Within» 1998).

Идея своеобразного слияния/соревнования рок-группы и классического оркестра не оставляла Лорда, и опыт Concerto был отчасти повторен с Мюнхенским камерным оркестром в 1974 г. («Windows»). Еще в период работы над «Gemini Suit»,

Джон оценил мастерство и отсутствие снобизма немецких музыкантов. Музыка была написана в сотворчестве с дирижером и композитором Эберхардом Шонером. А потом был записан «Сарабанда».

8. Finale

Джон Лорд безумно гордится своим третьим сольным альбомом. По его признанию, это, совершенно точно, лучшая из его сольных пластинок. Ничего из того, что он сделал до и после «Sarabande», не сравнится к ней. И даже «Concerto For Group And Orchestra», премьера которого состоялась 24 сентября 1969 — играли Deep Purple и Royal Philharmonic Orchestra London. Потому как это был эксперимент. Лорд просто хотел сломать ту преграду, которая отделяет рок-н-ролл от классики. И хотя Джон и постарел за это время, но музыка его осталась такой же прекрасной, как и в 60-е и 70-е годы. Блестящие импровизации, монументальные вступления, легкая серебряная капель фортепьяно, и басовые, сочные звуки органа — все это его музыка, в которую он всегда вкладывает частицу своей души.

_____________________________________________________________________

Ещё о других работах :

“Beyond the Notes” (2004)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

10 красивейших симфонических композиций, записанных при поддержке аккомпанирующей группы и норвежского оркестра The Trondheim Soloists. Энергией игрового рока условно отмечены лишь три вещи: романтичная “Miles Away”, где партию флейты ведет мастермайнд голландцев Focus Тийс ван Лир; великолепная “Cologne Again”, вызвавшая в памяти ассоциации с Groovector; драйвовая симфо-фолковая “The Telemann Experiment”. Еще три композиции – оркестровые баллады, где вокалистами выступают известные лица: Сэм Браун с ее уникальной хрипловато-придыхательной манерой пения (вспомните хит “Stop”, в начале 1990-х щедро крутившийся на всех радиостанциях и ТВ-каналах), Фрида из легендарной шведской четверки ABBA, после 17-летнего перерыва вернувшаяся в музыку. Но лучше всех, на мой взгляд, проявил себя блюзмен Миллер Андерсон, чей голос идеально вписался в лиричную “November Calls”. Из оставшихся четырех номеров три являются посвящениями: трогательная “I’ll Send You Postcard” – памяти Тони Эштона, друга и соратника Лорда, “A Smile When I Shook His Hand” – для Джорджа Харрисона и “Music for Miriam” – чистой воды симфоническая классика, адресованная супруге маэстро. В большинстве случаев Лорд использует фортепиано вместо привычного «Хаммонда», но об этом как-то не вспоминаешь. Настолько хорош “Beyond the Notes” – удивительно гармоничное творение Мастера, дающее душе столь необходимое отдохновение.

“Pictured Within” (1999)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

Стилистический предшественник опуса маэстро получился более тонким и одухотворенным, нежели “Beyond the Notes” (2004). Быстрых энергетических номеров с фольклорной мелодикой на диске нет, как, впрочем, и органа «Хаммонд», и влияний рок-музыки. Чистое фортепиано в окружении оркестра солистов, при эпизодическом участии ритм-секции в виде безладового баса и перкуссии. Гостями выступают флейтист Тийс ван Лир из легендарной голландской арт-роковой группы Focus, вокалисты Миллер Андерсон и Сэм Браун. “Pictured Within” состоит из 12 симфонических элегий, разбитых на четыре части (по три трека на каждую). Атмосфера альбома поражает изысканностью. Точно воздушно-ажурная паутинка, поблескивающая в предзакатной лазоревой гамме. Хрупкая красота, нежность и чувственность, сказочный полет эмоций в процеженном гармонией пространстве. Выделить лучшую композицию проблематично: все как на подбор. Дань уважения старой доброй Англии косвенно присутствует в “From the Windmill”, джазовые обертоны проскальзывают в “Arc-En-Ciel”, ангельскими хоралами насыщена эпическая “Crystal Spa”… Бесподобно звучащий бриллиант искусной огранки от седовласого британского джентльмена. Настоящий подарок истинным ценителям прекрасного.

_____________________________________________________________________________________________

Durham Concerto 2007

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

Оркестровое произведение под названием "Durham Concerto for Durham University"
Таким способом музыкант решил отпраздновать день рождение Университета Durham, которому исполняется 175 лет. Это один из старейших университетов Англии; он произошёл от одного колледжа, основанного в 1832 году. Сейчас число колледжей выросло до 16. В нём обучается 15 тысяч студентов и работает 3 тысячи сотрудников.
_____________________________________________________________________________________________

Boom of the Tingling Strings (2008)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

две его симфонические работы - концерт для фортепиано `Boom of the Tingling Strings,` и сюитa для струнного оркестра `Disguises`.



______________________________________________________________________________________________

По материалам интернета, в частности :

Андрей Гусенков,http://guitarsoul.ru/static/15.html
WWW . DEEP-PURPLE . RU

Александр Винокуров
http://www.kuzbassfm.ru/

sagael
http://soundvoyager.blogspot.com/

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ - ВЫПУСК № 4

____________________________________________________________________________________________


Jon Lord talks about his Hammond organ sound


Wait a While (Jon Lord, Sam Brown)

И наконец одна из самых замечательных композиций Deep Purple


Deep Purple - Lazy (1993)
Категория: Мои статьи | Добавил: 13DEC (16.06.2008)
Просмотров: 3767 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Internet Map JIGHONAIA.CLAN.SU NASNETNA.UCOZ.NET DECEMBER.MYWEB.GE GEORGIAN FORUM.CLAN.SU
Copyright MyCorp © 2025Бесплатный хостинг uCoz